Московский музей дизайна выступит партнером проекта ARTерия - современное искусство в новом корпусе морозовской детской больницы

читать далее

РОССИЯ. ХЛЕБ. СОЛЬ.

01.05.2015 — 31.10.2015
Место проведения: Павильон России на «ЭКСПО-2015», Милан, Италия

Организаторы: Russia Expo 2015, Московский Музей Дизайна



Выставка «Россия. Хлеб. Соль», подготовленная Московским музеем дизайна, знакомит зрителей международной выставки «ЭКСПО-2015» с богатым культурным наследием России в области дизайна, показывает работы знаковых мастеров начала XX века, в которых отражены темы труда и сельского хозяйства.
 
Выставка посвящена одному из самых важных направлений русского искусства – Авангарду.
В первые десятилетия XX века бурное развитие промышленности и сельского хозяйства,  романтика свободного труда вдохновили русских художников на создание предметов дизайна – фарфора, тканей – в рисунках для которых появились изображения колосьев, снопов, серпов, тракторов. Сегодня фарфоровые тарелки и рисунки для тканей, воспевающие сельскохозяйственный труд, стали раритетными музейными экспонатами.

В начале XX века художники Авангарда сформулировали основы профессии дизайнера. Александр Родченко лозунгом для ВХУТЕМАСА «Наше дело сегодня: кружка, половая щетка, сапоги, каталог... Мы вчера художники – сегодня конструктора» сформулировал установку для дизайнера – быть творцом, способным рационально, целесообразно организовать работу, быт и жизнь. Следуя этой установке, художники 1920-х годов стали конструкторами «новой жизни». Конструктивизм стал одним из самых утилитарных направлений авангарда. Он был тесно связан с архитектурой и промышленностью и руководствовался принципом: превратить искусство в производство, а производство – в искусство. Художники-конструкторы проектировали мир своими руками, создавали предметное окружение – ткани, посуду, мебель, костюмы, плакаты, книги – руководствуясь принципами рациональности выявления конструкции и функции. До сих пор работы конструктивистов вдохновляют дизайнеров и архитекторов всего мира.

На выставке представлены рисунки  для текстиля и керамики, созданные Любовью Силич,  Раисой Васильевой, Кирой Щуко,  Дарьей Преображенской, Сергеем Чехониным, Александрой Щекатихиной-Потоцкой, а также их великим современником Казимиром Малевичем в 1920-1930-е годы. Основные темы их произведений – изобилие, романтизация коллективного труда, машин, самолетов и индустриального производства. 

Современное прочтение авангарда нашло отражение в работах дизайнера Елены Китаевой. Художник развивает тему равенства российских женщин в профессиональных сферах. На выставке представлены пять керамических фигур – это одновременно и «портреты» женщин-дизайнеров Варвары Степановой, Любови Поповой, Веры Мухиной, и собирательный образ женщины-труженицы, чьими руками выращивался хлеб. Это ода труду и творчеству, вкладу женщин в индустриализацию и культуру России. Яркие геометрические композиции на косынках и платьях фигур отсылают зрителя к эпохе, когда дизайнеры носили одежду из тканей, рисунок для которой создавали сами. Ткани были не только утилитарны, но и несли идеи нового времени – например, декоративные сатины «Индустриализация деревни» с изображением собирающих урожай тракторов или «Жницы/ Крестьянка» с колосьями пшеницы. Сейчас их называют агитационным текстилем.
 
Русский авангард – это не просто художественное направление, это философия. Художники-авангардисты опередили свое время и удостоились международного признания. Мир и сегодня заряжен идеями и энтузиазмом пионеров русского авангарда.
лого инфопартнеры.png