Московский музей дизайна выступит партнером проекта ARTерия - современное искусство в новом корпусе морозовской детской больницы

читать далее

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

08.07.2015 — 11.07.2015

Место проведения: ИННОПРОМ, Екатеринбург, Россия
Международный выставочный центр "Екатеринбург ЭКСПО"

Организатор: Московский Музей Дизайна 
При поддержке: Госкорпорация "РОСТЕХ"


Выставка "Техническая эстетика" демонстрирует достижения отечественной научной школы дизайна и включает образцы транспортных средств, созданных советскими художниками-конструкторами с 1960 по 1980-е годы. В экспозиции представлены уникальные экспериментальные проекты, разработанные во ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) и других художественно-конструкторских организациях СССР, а также модели, запущенные в серийное производство.

В начале 1960-х годов дизайн в СССР стал частью государственной политики. В 1962 году был создан ВНИИТЭ во главе с Ю. Б. Соловьевым. Институт занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, международными связями. За время его существования во ВНИИТЭ были созданы дизайнерские проекты, которые определяли формообразование больших групп изделий и их комплексов в отечественном и мировом дизайне на многие годы вперед. 

В 1960-1970-е годы, параллельно с развитием центрального московского отделения ВНИИТЭ, было открыто 10 региональных филиалов в крупнейших союзных республиках СССР. Кроме того, была создана разветвленная сеть специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) и других отраслевых служб дизайна, получающих методические рекомендации из центра. Дизайн-службы были тесно связаны с разработкой определенных локальных отраслевых задач, методов и приемов проектного дизайна, оптимизацией взаимоотношений дизайнеров со специалистами инженерной сферы и другими работниками промышленности. 

Транспортный дизайн - одно из приоритетных направлений развития советского проектирования. Художникам-конструкторам этого направления необходимо было сотрудничать с инженерами для решения множества проектных задач: от общего конструктивного и компоновочного решения до соблюдения аэродинамических качеств формы и эргономики салона. Необходимость внедрения новейших материалов и технологий, а также максимально эффективного использования существующих возможностей производства, заставляла дизайнеров транспортной сферы искать нестандартные пути. К сожалению, из-за трудностей плановой экономики и общей бюрократизации государственной системы, значительное количество уникальных разработок ВНИИТЭ, а также проектов сделанных на ЗиЛе, ЗЛК, АвтоВАЗе, ГАЗе, КАМАЗе, УАЗе, так и не было внедрено в массовое производство и сохранилось лишь в виде чертежей и эскизов.

В 1970-е годы возникла необходимость создания во ВНИИТЭ подразделения, задачей которого стала пропаганда методов художественного конструирования для их дальнейшего внедрения в практику отечественной промышленности. Так был открыт первый в СССР Центр технической эстетики (ЦТЭ), расположенный в новом здании Издательства «Известия» на Пушкинской площади в Москве.

В его витринах выставлялись действующие образцы и масштабные модели, знакомящие жителей и гостей столицы с лучшими достижениями отечественного дизайна. Московский музей дизайна продолжает эту традицию и знакомит с важнейшими советскими разработками в области дизайна транспортных средств, многие из которых и сегодня не теряют своей актуальности.

Партнеры выставки:
logo+rostech+innoprom.png