Место проведения: Bröhan-Museum, Берлин, Schloßstraße 1a
Кураторы: Александра Санькова, Константин Акинша
Организаторы: Московский музей дизайна, Музей искусства и дизайна Атомиум ADAM, Архив А. Родченко и А. Степановой, Ne boltai! Collection (Прага)
Уникальная выставка Московского музея дизайна «Бумажная революция» открывается в Берлине в музее Bröhan-Museum. Выставка посвящена графическому дизайну 1920-1930-х годов и приурочена к 100-летию Октябрьской революции в России - одному из самых значительных и неоднозначных событий в истории страны. В экспозиции будут представлены работы Александра Родченко, Варвары Степановой, Густава Клуциса, братьев Стенбергов, Эль Лисицкого, Сергея Сенкина и многих других. Это книги, журналы, рисунки, марки, почтовые открытки, архивные фотоматериалы, рекламные плакаты, афиши, упаковка в стиле конструктивизма, а также знаменитый манифест «Конструктивизм» Алексея Гана.
На заре становления молодое революционное государство нуждалась в особом визуальном языке. Плакаты, афиши, обложки книг и журналов стали основным инструментом пропаганды политического строя. Художники-конструктивисты, представители наиболее значительного художественного движения 1920-х годов, декларировали конец традиционной живописи и создание "нового искусства". До начала 1930-х годов политические изменения в обществе и эстетические в искусстве происходили параллельно. "Конструктивистская революция" должна была полностью изменить роль художника и сделать его конструктором вещей, создателем нового материального мира. Но массовый потребитель не был готов к экстравагантным минималистическим проектам мебели, предметов быта, одежды; не хотел платить деньги за искусство, превратившееся в повседневные вещи. "Эстетическая" революция осталась только на бумаге.
Практически единственной сферой, в которой художники могли применять новаторский подход, был графический дизайн: оформление книг, журналов, плакатов. Графический дизайн конструктивистов стал стилем времени. Именно это искусство периода массовой технической репродукции было основным продуктом художников, мечтавших о покорении всего материального мира, но сумевших покорить только мир бумажный.