Московский музей дизайна выступит партнером проекта ARTерия - современное искусство в новом корпусе морозовской детской больницы

читать далее

СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН 1950-1980

26.09.2015 — 14.02.2016
Место проведения: Кунтсхал Роттердам (Роттердам, Нидерланды)


RED WEALTH. SOVJET DESIGN 1950-1980 - первый выставочный проект, посвященный советскому дизайну, который будет показан в европейском музее. В экспозиции - более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, плакаты, уникальные архивные материалы.

Разделы выставки представят различные аспекты жизни и материальной культуры советского гражданина: мир детства и игр, спорт и массовые мероприятия, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука и индустриальное производство. На выставке будут показаны объекты, образцы графического и промышленного дизайна, оригинальные чертежи и макеты из собрания Московского музея дизайна и частных коллекций, уникальные экспонаты, предоставленные дизайнерами и их семьями.

К выставке подготовлены видеоинтервью с ведущими дизайнерами советского времени Юрием Соловьевым, Валерием Акоповым, Владимиром Рунге, Игорем Зайцевым, Светланой Мирзоян, Владимиром Анисимовым, Александром Ермолаевым. В рамках выставки будет показан уникальный документальный фильм «Дизайн в СССР», который был сделан специально для продвижения советского дизайна за рубежом.


БЫЛ ЛИ ДИЗАЙН В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, И ПОЧЕМУ О НЕМ ТАК МАЛО ИЗВЕСТНО? 

Проблема терминологии
Термин «дизайн» в Советском Союзе долгое время не использовался. Художники-конструкторы и художники промышленной графики занимались тем, что Европе и США называли «промышленный дизайн» и «графический дизайн». Советские дизайнеры не могли иметь собственные студии, их имена были известны только в профессиональной среде.
Проблема копирования
После Второй мировой войны в СССР существовала проблема технологического отставания, особенно в сфере производства товаров массового потребления. Иногда эта проблема решалась копированием и доработкой западных аналогов, в том числе, бытовой техники и транспортных средств, производящихся по другую сторону «Железного занавеса». В 1960-х годах начался процесс формированием собственной государственной системы дизайна - и копии стали заменяться оригинальными разработками. Работы советских дизайнеров получали признание на международных выставках. Дизайнеры ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского институту технической эстетики) принимали участие проектных семинарах «Интердизайн», что давало им возможность обмениваться опытом с западными коллегами.
Проблема внедрения. Нереализованные проекты
В 1970 - 1980-х годах плановая экономика и бюрократизация препятствовали внедрению передовых проектов советских дизайнеров в массовое производство. Было реализовано менее трети детально проработанных проектов. 


В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА?  

«Холодная война» и приоритет точного и тяжелого машиностроения
В период «холодной войны» и соперничества с капиталистическим западом советское правительство развивало отрасли индустриального производства, успех в которых обеспечивал стране престиж на мировой арене. Основные достижения советских конструкторов 1950 - 1970-х годов были сделаны в области космических технологий, точного производства, военной техники и тяжелого машиностроения. Многие товары массового потребления производились на предприятиях  военной и тяжелой промышленности. Это обеспечивало их высокое качество и функциональность, но могло негативно сказываться на их внешнем виде.
Социалистическая идеология
Уникальность советской модели дизайн-проектирования определялась разрывом между гуманистическими (human-oriented) концепциями дизайна, созданными сильной научно-методической школой ВНИИТЭ, и технологической инертностью производства, не имевшего экономического стимула для развития в рамках плановой экономики. Социалистическая идеология ставила дизайн «на службу обществу». Функциональный, аналитический подход к дизайну и эргономические разработки дизайнеров ВНИИТЭ способствовали созданию товаров, удовлетворяющих основные запросы потребителя. 


ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ У СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА СЕГОДНЯ? 
Советские дизайнеры стремились создавать долговечные и качественные вещи «вне времени». Ассортиментная политика государства и принципы модульного проектирования позволяли создавать унифицированные модели, которые могли быть адаптированы к различным социально-бытовым и культурным условиям. Такой разумный, «экологичный» подход стал «визитной карточкой» советской системы дизайна. Изделия массового производства часто воспринимались как основа для дальнейшего творчества - многие из них продавались в виде «полуфабрикатов», требовавших самостоятельной сборки или пошива. Так создавались эксклюзивные образцы «народного» дизайна.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В СССР

1950-е годы: Восстановление экономики СССР после Второй мировой войны было связано с курсом на индустриализацию, подъемом промышленности. На производстве появляется должность художника-конструктора (дизайнера), который в то время должен был решать задачи быстрого, экономичного и массового изготовления товаров, исходя из возможностей и потребностей фабрик и заводов, а не конечного потребителя. В период «хрущевской оттепели» (1953—1964) декоративные элементы сталинского ампира в дизайне и архитектуре сменяются интернациональными тенденциями модернизма. 

1960-е годы: Дизайн становится частью государственной политики. В 1962 году открывается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), возглавляемый Юрием Соловьевым. С 1962 по 1978 годы было открыто десять республиканских филиалов, получавших методические рекомендации из центра. Специалисты института вели активную научно-исследовательскую, проектную и выставочную деятельность, выпускали журнал «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории и практики дизайна в СССР и за рубежом. С 1967 года водится государственная аттестация товаров на «Знак качества». Продукты массового потребления становятся доступными широким слоям населения.

1970-е годы: Советский Союз начинает экспортировать товары в страны «социалистического лагеря» и Западную Европу. Фотоаппараты «Зенит», часы «Слава», «Полет», «Луч», «Ракета», радиоприемники VEF, холодильники «ЗиЛ», автомобилей «Москвич» и «Лада» получают международное признание. В 1975 году в Москве прошел конгресс Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID), президентом которого с  1977 по 1980 год был директор ВНИИТЭ Юрий Соловьев. В Москве открылся Центр технической эстетики (ЦТЭ), знакомящий широкую общественность с достижениями советского дизайна. Однако большинство инновационных дизайн-разработок остаются нереализованными.

1980-е годы: От единичных разработок дизайнеры переходят к проектированию сложных систем, ВНИИТЭ внедряет метод дизайн-программ. Олимпиада 1980 года демонстрирует слаженный труд больших дизайнерских коллективов, разработавших систему визуальных коммуникаций и комплексное решение городской среды для Москвы. 

В 1987 году создается Союз дизайнеров СССР, дизайнеры получают возможность открывать частные студии.
 
В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование. Кризис производства, начавшийся после его распада, затормозил развитие отечественного дизайна. Ряд важнейших документов и проектов советских дизайнеров оказался утрачен. 

Сегодня многие российские и зарубежные дизайнеры обращаются к дизайн-наследию советской эпохи, изучают и переосмысляют его.